Трансформация МЛМ индустрии. Почему стало сложно заработать в сетевом маркетинге, основанном в  50-хгг.

Начну с того, что лет 10 назад я сама была Лидером бизнес-группы в Mary Kay и очень хорошо знакома с этим бизнесом. В своей статье хочу поделиться развитием в МЛМ, подводными камнями, почему он не для всех, а самое интересное – это почему сегодня развиваться в этом бизнесе стало сложнее, чем 10-15 лет назад.

Для не посвященных МЛМ бизнес – это сетевой маркетинг. Сейчас только в России насчитывается более 10 различных сетевых маркетингов, предлагающих заработать безумные деньги без больших вложений. Но я не буду анализировать рынок 2018 г., а начну свой рассказ, с чего все начиналось в нашей стране и об особенностях ведения сетевого бизнеса с такими Компаниями, как Mary Kay и Amway.

После 1999г. в нашей стране многие устали от нестабильной экономики, бедности, разрухи. Практически весь бизнес был нелегальный и поэтому первый сетевой маркетинг был полностью теневой. Началось все с таких компаний, как Mary Kay, Amway и Гербалайф, был еще Инричи – это бады  на травах, потом появился Орифлэйм, Эйвон, Фаберлик. Я бы назвала эти Компании первопроходцами на рынке МЛМ индустрии. Так вот, тогда первые бизнесмены этого направления – это скорее были простые перекупы продукции, которые они покупали у производителей и перепродавали своим клиентам. Клиенты – это нынешние консультанты, но тогда было невыгодно посвящать во все тонкости этого бизнеса.

И вот что было (мои воспоминания). Шел 2003 год и меня пригласили на встречу с «Лидерами» Компании Amway в России, сказали, что будет интересно и расскажут про чудо-продукцию Американской Компании, аналога которой нет в Мире. Естественно, после голодных лет, слово Американская – это было очень круто, да еще встреча с Лидерами…. ну все, надо бежать и точно соглашаться на все тяжкие. Встреча проходила в квартире, которая больше походила на склад. Коробки стояли везде, даже на кухни – это все был товар. Меня встретила, как я думала, семейная пара и предложила занять свободное место в зале, где уже было не протолкнуться. Начался мастер-класс. Вышел «муж» и начал рассказывать про то, как он еще недавно был ооочень бедный, такой бедный, что даже входной двери не было в квартиру, но потом произошло чудо и его пригласили в сетевой маркетинг, заниматься продвижением продукции, которую он полюбил. Дальше была демонстрация продукции, потом возможности заработка, но, чтобы вы понимали, скорее это была схема – формата мы тебе за 10 руб, а ты продаешь за 15 руб. ну и зарабатываешь 5 руб. Ну и если ты готов работать, то должен купить продукцию на 100руб. при этом ты ее покупаешь со скидкой 50%.

Вот как это было вначале. После 2005г. весь сетевой маркетинг стал легальный. Появились представительства в Москве, появилась адекватная схема продажи товара и слава Богу мы узнали, как же на самом деле происходит заработок и работа в этом бизнесе.

Те, кто начинали этот бизнес с 90-х, стали достаточно богаты и получили официальные статусы: директоров, лидеров итд. Бизнес действительно неплох и приносит должный результат, но что же действительно скрыто под лозунгами? Схема бизнеса проста – это распространение товара через сеть, только не магазинов, а людей. При этом тот, кто на верхушке этой сети, получает с каждого под ним процент от продажи, поэтому если твоя сеть – это 1000 человек и 100 из них ежемесячно продают, то ты имеешь отличный пассивный доход. В принципе та же самая воронка продаж. Но чтобы создать такую сеть, нужно провести 10 000 мастер-классов продукции и убедить начать пользоваться товаром и купить стартовый набор (сейчас, правда, уже можно просто оформиться, без выкупа, но если ты в течение 1 месяца ничего не заказываешь, то тебя исключают).

Расцвет бизнеса пришелся на 2005-2014 г. первыми в этот бизнес пришло поколение X — женщины. Теперь коротко про людей этого поколения. Это люди, рожденные с середины 50-х до конца 70-хгг. Люди Советского времени, расцвета, подъема. Они умеют жить без телефонов, телевизоров, интернета, любят Почту России, привыкли с раннего детства все делать сами, даже игрушки себе, им интересно все новое и воспринимают они это новое только через визуализацию и кинестетику. Т.е. им надо пощупать, посмотреть, попробовать поломать товар, прежде чем его приобрести. А еще это поколение более трудолюбивое и умеющие добиваться своих целей во что бы то ни стало. А также в этом бизнесе очень много женщин, причем Mary Kay – это, вообще, полностью женская компания, в которую мужчин не пускают. Почему? Объясню. Сетевой бизнес родился в 50-хгг прошлого века. Тогда миром бизнеса правили мужчины, женщины были на вторых ролях. Им не давали хорошие должности, зарплаты были меньше, чем у мужчин, им было сложнее получить хорошее образование….. И вот прогресс – бизнес для женщин, возможность женщине доказать мужчине, что она тоже может, при этом тебе не нужно доказывать, что ты умнее, сильнее мудрее, чем мужчина, естественно, бизнес начал быстро набирать обороты и благодаря этому бизнесу многие женщины получили второй шанс жить, зарабатывать, получить иной статус в обществе.

Сейчас в сетевом бизнесе товаров именно товаров, развиться стало все сложнее и сложнее, а тем более начать получать хороший доход, причем те, кто его получали, наоборот, начали получать меньше, а многие, вообще, ушли из бизнеса. Но зато сетевой маркетинг в сфере инфобизнеса, услуг начал набирать обороты, так в чем же дело? Ведь продукция действительно хорошая и многие ее не променяют не на что другое, почему тогда продажи падают, сеть не развивается и доходы консультантов идут вниз? Все просто. Подросло поколение Z – это люди, рожденные в 2005г., это поколение цифровых технологий, которые воспринимают информацию через интернет, которые заказывают товар домой и у них нет проблем с выбором товара. На рынке изобилие товаров на любой вкус и любого качества. Им неинтересно тратить время на матер-классы и тем более удивляться тому, что есть средства, которые отлично чистят сковородки и они экологически чистые, да еще, чтобы начать пользоваться этой продукцией ты должен заполнить 25 бумаг, внести свои паспортные данные, зарегистрироваться, купить на определенную сумму итд…. Зачем? Когда приходишь в магазин и все на полках, при этом качество не хуже. Что касается заработка, то в мире интернета есть колоссальные возможности и если ты умный, продвинутый, то ты можешь зарабатывать там больше, но при этом тратить в 2 -5 раз меньше времени.

Проблема Компаний, таких как Mary Kay и Amway в том, что они слишком медленно перестраиваются под новые реалии. Поколение X, которые стоят у истоков слишком неповоротливы, слишком уверенные в том, что не нужно меняться. В итоге новички, приходящие в подобные компании очень быстро понимают, что это трата огромного количества времени и попросту перестают этим заниматься.

Чернявская Марина для сайта

www.gart.moscow